Для дизелей
Чехии (Шкода) применяют следующие способы определения конструктивных и
эксплуатационных параметров: направление вращения коленчатого вала дизеля будет
правым (левым), если вал вращается по часовой (против часовой) стрелке;
наблюдатель при этом смотрит в направлении передачи мощности, т. е. со стороны
водяных насосов дизеля (называемой передней) в сторону маховика (называемую
задней). Такое определение
направления вращения вала дизеля противоположно способу, принятому в нашей
стране.
Основные буквенные
обозначения четырехтактных дизелей следующие: L(Л)-судовой
(нереверсивный с реверс-редуктором или для
непосредственного привода электрогенератора), S(С)-стационарный, PN(ПH) или
В(Б)-с наддувом. Кроме того, для дизелей некоторых марок дополнительно
применяют обозначения: R(P) - реверсивный, г(р)-с ручным приводом механизма реверса, А, В, С - типы
дизеля. Цифры в обозначении характеризуют степень наддува: 1 - низкий, 2, 3-средний, 4-высокий. Обозначать марку дизеля
принято с числа цилиндров, далее следуют буквенные или цифровые обозначения, характеризующие
диаметр в сантиметрах. Например: дизель 6-27,5А2Л-шестицилиндровый с диаметром
цилиндра
Обозначения двигателей
первого поколения, построенных фирмой СКЛ, начинаются с цифр, указывающих число
цилиндров, затем следуют буквы, обозначающие: D(Д)~ дизель; V (В) -
четырехтактный, N(H)-средне-ходовой (отношение хода поршня к диаметру цилиндра
1,3; если это отношение меньше или равно 1,3, то ставят букву К), А(А)-с
наддувом, U(У)-реверсивный. После букв указывают ход поршня в сантиметрах.
Например: 8НВД48АУ-дизель
восьми цилиндровый, среднеходовой, четырехтактный с
ходом поршня
Для дизелей второго поколения
наряду с указанными обозначениями ставят в конце цифры - указатели модификации
или цифры, показывающие различие частот вращения коленчатого вала. Кроме того,
применяют дополнительные буквы: S(C)-дизель приспособлен для работы на тяжелом
(сернистом) топливе, L(Л), R(P)-дизель соответственно левого и правого
исполнения, г(р), 1(л)-дизель соответственно правого
и левого вращения.
Например: для дизелей марки
НВД26А-2 последняя цифра 2 обозначает частоту вращения коленчатого вала 750
мин"1. Если же стоит в конце марки двигателя цифра 3, то его частота
вращения равна 1000 мин"1. Цифра 2 в марке 6(8)НВД48(А)-2У означает, что
дизель относится ко второму поколению. В дизеле третьего поколения марки
6(8)BDS26/20 АЛ-1 (2, 3) цифры обозначают: в числителе - ход поршня в сантиметрах,
в знаменателе диаметр цилиндра в сантиметрах, цифры 1, 2, 3 - конструктивные
варианты дизелей с разным средним эффективным давлением. Дизель
приспособлен для работы на
сернистых сортах топлива.